Консультация 05.09.17

О том какая ответственность и штрафные санкции предусмотрены в случае использования субъектом хозяйствования стационарного источника загрязнения (газовый котел) без удержания разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения и неуплаты экологического налога.

050917

Согласно ч. 1 ст. 33 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» лица, виновные в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченных на то органов исполнительной власти в соответствии с законом несут ответственность по закону.

Первым видом ответственности является гражданско-правовая ответственность в виде взыскания убытков с юридического лица в пользу государства. Согласно ст.34 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» ущерб, причиненный нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха, подлежит возмещению в порядке и размерах, установленных законом.

Ст. 41 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» устанавливает экономические меры обеспечения охраны окружающей природной среды, в частности, предусматривает возмещение в установленном порядке ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды. В соответствии со ст. 69 этого Закона вред, причиненный вследствие нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, подлежит компенсации, как правило, в полном объеме без применения норм об уменьшении размера взыскания и независимо от сбора за загрязнение окружающей природной среды и ухудшение качества природных ресурсов.

Порядок расчета размеров компенсации убытков за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлен Методикой расчета размеров возмещения убытков, причиненных государству в результате сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - Методика), утвержденной приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 10.12.2008р . № 639. В соответствии с п. 3.1. Методики предполагается определенная формула, по которой рассчитывается масса сверхнормативного выброса (в том числе и выбросы без разрешения).

Согласно п. 3.6. Методики расчет массы сверхнормативного выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух от источника выброса, который осуществляется без разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, осуществляется:

- характеристиками источника выброса (источники образования), зафиксированными в соответствующей документации предприятия (Отчет по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, технологические регламенты производства, режимные карты работы паливовикористовувшиьного оборудования, удельные выбросы (показатели эмиссии))

- данным государственных статистических наблюдений по охране атмосферного воздуха по форме N 2-ТП (воздух)

- результатам инструментально-лабораторных измерений;

- методиками для расчетов массы выбросов загрязняющих веществ за время работы источника без разрешения на выбросы.

В разделе 4 Методики указывается порядок расчета размеров возмещения убытков (зависит от расчета массы). Так, согласно п. 4.1. Методики размер возмещения убытков за сверхнормативный выброс одной тонны загрязняющего вещества в атмосферный воздух рассчитывается на основе размера минимальной заработной платы, установленной на дату выявления нарушения, умноженной на коэффициент 1,1, с учетом регулирующих коэффициентов и показателя относительной опасности каждого загрязняющего вещества. Также в этом пункте приводится формуларасчета. Таким образом, конкретный размер убытков в денежном выражении рассчитывается для каждого случая отдельно. Одни убытки взыскиваются в судебном порядке.

Вторым видом ответственности является административная ответственность (на руководителя юридического лица). Согласно ч. 1 ст. 78 Кодекса Украины об административных правонарушениях выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти или несоблюдение требований, предусмотренных предоставленным разрешением, другие нарушения порядка осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или превышение технологических нормативов допустимого выброса загрязняющих веществ и нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарных источников во время эксплуатации технологического оборудования, сооружений и объект в влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от пяти (85 игры.) до восьми (136 грн.) необлагаемых минимумов доходов граждан.

Третьим видом ответственности является финансовая ответственность за неуплату экологического налога (по Налоговому кодексу Украины).

Согласно п. 123.1 ст. 123 Налогового кодекса Украины в случае если контролирующий орга-самостоятельно определяет сумму налогового обязательства, уменьшения суммы бюджетного возмещения и / или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость налогоплательщика на основаниях, определенных подпунктами 54.3.1, 54.3,2, 54.3 .4, 54.3.5, 54.3.6 пункта 54.3 статьи 54 настоящего Кодекса, влечет наложение на налогоплательщика штрафа в размере 25 процентов суммы определенного налогового обязательства, завышенной суммы бюджетного возмещения.

При повторном в течение 1095 дней определении контролирующим органом суммы налогового обязательства по этому налогу, уменьшение суммы бюджетного возмещения влечет за собой наложение на налогоплательщика штрафа в размере 50 процентов суммы начисленного налогового обязательства, завышенной суммы бюджетного возмещения.
Таким образом, при проведении налоговой проверки вероятное начисления экологического налога (если плательщик сам не начислял себе денежные обязательства) и применения штрафа в размере 25 процентов от суммы определенного налогового обязательства, если ответственность применяется впервые. При этом, источником информации по выбросам в атмосферу загрязняющих веществ для контролирующего органа может быть только акт проверки экологической инспекции или имеющийся у налогоплательщика разрешение. Других условий у контролирующего органа отсутствуют основания для начисления налога и штрафа.

Денис Андреев ООО АФ «Профи - Аудит»