Консультация 07.05.19

Относительно транспортного обеспечения работников предприятия

090419

Законом Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 1 июля 1993 № 3356-ХII (далее - Закон № 3356) значений, коллективный договор заключается на предприятиях, в учреждениях, организациях (далее - предприятия) независимо от форм собственности и хозяйствования, которые используют наемный труд и имеют право юридического лица. Кроме того, коллективный договор может заключаться в структурных подразделениях предприятия в пределах компетенции этих подразделений.

Итак, заключение коллективного договора является обязательным в случае использования на предприятии наемного труда независимо от количества работников и при наличии инициативы хотя бы одной из сторон. Если ни одна из сторон не проявила инициативы, то никто не может заставить стороны заключить такой договор, ведь обязательным условием заключения любого договора является свободное волеизъявление сторон (ст. 4 Конвенции № 98 МОТ, часть третья ст. 203 Гражданского кодекса Украины) .

О потребности в заключении коллективного договора следует отметить, что прежде всего она обусловлена ​​целью заключения такого договора, а именно - предотвращением конфликтов и спорам, которые могут возникнуть в трудовом коллективе, и их урегулированием. Причем чем больше работников работает на предприятии, тем выше вероятность возникновения таких конфликтов вследствие разнообразия профессиональных интересов, стремлений и взглядов участников трудового процесса.

Коллективным договором устанавливаются, в частности, социальные льготы, гарантии и компенсации, регулируются трудовые и социальные отношения в коллективе. Коллективный договор, заключенный с учетом реальных возможностей предприятия, способствует стабильной, высокопроизводительной работе, созданию надежных основ для социальной защиты работников, значительно уменьшает риск возникновения трудовых конфликтов и социальной напряженности в коллективе.

Потребность в заключении коллективного договора обусловлено и тем, что к нему обязательно включают нормы, согласно действующим законодательным актам должны быть закреплены в коллективном договоре.

Если коллективный договор на предприятии не заключен, собственник или уполномоченный им орган обязан согласовать эти вопросы с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), который представляет интересы большинства работников, а в случае его отсутствия - с другим уполномоченным на представительство органом.

Итак, можно сделать вывод, что предприятиям все же желательно, а в чем-то даже выгодно заключать коллективные договоры избежание спорных вопросов с работниками или с проверяющими, кроме того, обязательность заключения колдоговора предусмотрено ч.7ст.65 Хозяйственного кодекса, хотя Хозяйственный кодекс и не регулирует трудовые отношения.

Что касается предприятий, которые уклоняются от подписания коллективного договора, то вопрос об оплате труда, льгот, гарантий, отпусков и т.д. для работников должны быть утверждены приказом или положением по предприятию и донесли под личную подпись к каждому работнику.

На законодательном уровне у работодателей есть право в пределах своих полномочий и за счет собственных средств устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством, трудовые и социально-бытовые льготы для своих работников установлен ст. 91 Кодекса законов о труде Украины (далее - КЗоТ). Одной из разновидностей таких льгот и является доставка работников предприятия к месту работы и обратно.

Заметим, что данная льгота может предоставляться как коллективно (всем работникам предприятия), так и индивидуально (отдельным работникам).

Все обязательства между работодателем и работниками по производственным, трудовым и социально-экономическим вопросам, в частности, режима работы, условий труда, предоставления льгот, гарантий, компенсаций и т.п., обычно регулируются коллективным договором (ст. 13 КЗоТ, ст. 7 Закона Украины « о коллективных договорах и соглашениях »от 1 июля 1993 № 3356-XII).

Если на предприятии есть коллективный договор, то предоставление работодателем работникам дополнительных социальных льгот, в т. Ч. Доставки к месту работы и обратно, документально может быть закреплено в одном из его разделов - «Социальные льготы и гарантии» или в Положении о социальном пакет на предприятии, является приложением к коллективному договору.

При отсутствии коллективного договора обязательства работодателя по обеспечению работников определенными видами социальных льгот прописываются в их документах (приказ, Положение или трудовой договор).

Что касается документов, которые должны подтверждать фактическое осуществление перевозок работников, то, в случае, если доставку работников к работе и обратно будет осуществлять сторонняя транспортная организация, то нужно оформить договор о предоставлении услуг по перевозке и в конце каждого месяца оформлять акт приема-передачи этих услуг. С точки зрения документооборота такой вариант доставки для предприятия является наиболее простым, поскольку все другие документы, связанные с эксплуатацией транспортного средства (о приобретения, использования и списания горюче-смазочных материалов, путевые листы, документы о техобслуживании и ремонте транспортного средства), оформлять транспортная организация.

Что касается налоговых последствий, то доставляя работников бесплатно на работу и обратно, работодатель предоставляет им бесплатную услугу. А согласно пп. 164.2.17. Налоговый кодекс Украины стоимость безвозмездно полученных от работодателя товаров / услуг является для работников дополнительным благом и, соответственно, должна быть включена в их общего месячного (годового) дохода.

С другой стороны, чтобы облагать доход работника налогом на доходы физических, военным сбором и начислять единый социальный взнос, необходимо определить размер такого дохода и круг лиц, которые получили такую ​​услугу.

В случае коллективной доставки работников к месту работы и обратно, как правило, персонифицированный учет оказанных транспортных услуг не ведется: никого нигде не отмечают и никто не контролирует количество работников, пользующихся развозкой предприятия. Поэтому в таком случае нельзя определить конкретный размер дохода в виде дополнительного блага для каждого из работников, следовательно, неперсонифицированная стоимость доставки не может рассматриваться как объект обложения НДФЛ и ВЗ.

ЕСВ также не начисляется на основании п. 7 раздела II Перечня видов выплат, осуществляемых за счет средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 22 декабря 2010 № 1170.

Но, если предприятие обеспечивает проездными билетами отдельных работников, подтверждением чего является ведомость (список) на их выдачу с персональными подписями работников о получении, или компенсирует отдельным работникам стоимость их проезда к месту работы и обратно, то можно точно определить доход каждого конкретного человека. В таком случае доход работника в размере стоимости проездного билета или суммы компенсации облагается НДФЛ и ВЗ. При этом, учитывая, что доход предоставляется в неденежной форме, база обложения НДФЛ определяется с применением «натурального» коэффициента, а база налогообложения ВЗ - без него.

Также, поскольку стоимость персонального проездного билета и сумма компенсации за проезд включаются в фонд оплаты труда, соответственно, на них следует начислять и ЕСВ.

То есть, несмотря на перечисленные выше нормы, необходимо, чтобы условиями коллективного договора или иного нормативного акта предприятия было предусмотрено, что в связи с производственной необходимостью или в связи с территориальной удаленностью предприятие осуществляет перевозки своих работников к месту работы.

В таком случае, расходы на перевозку до места работы работников автотранспортом непосредственно будут связаны с хозяйственной деятельностью налогоплательщика.

С целью формирования объекта налогообложения налогом на прибыль, в соответствии с п.134.1.1 Налогового кодекса Украины (далее НКУ) не имеет требований по обязательному связи расходов с хозяйственной деятельностью, расходы признаются по правилам бухгалтерского учета, о чем не отрицают и специалисты фискальной службы. Но, право на формирование налогового кредита, в соответствии с п.198.3 НКУ сохраняется только в случае приобретения товаров / услуг используемых в хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Такой же подход необходимо применять и при перевозке рабочих с помощью службы такси (вопрос третье). Причем вопрос компенсации расходов по авансовым отчетам ускладняються тем, что к авансовому отчету необходимо добавлять оригиналы документов, подтверждающих расходы на оплату услуг такси. Поэтому, заключение договора со службой такси является более приемлемым с точки зрения наличия первичных документов.

 

Ганна Довбиш                 ТОВ  «Профі – Аудит»