Консультация 13.02.18

Является ли предприятие плательщиком экологического налога, если на предприятии хранятся или перемещаются через территорию предприятия, люминесцентные лампы, масла аккумуляторы и автомобильные шины?

130218

Согласно пп.14.1.223 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010р. №2755-VI (далее - НКУ) размещения отходов - постоянное (окончательное) пребывание или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т.п.), на использование которых получены разрешения уполномоченных органов.

Согласно пп.240.1.3 НКУ плательщиками экологического налога, в частности, являются субъекты хозяйствования, при осуществлении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются размещения отходов (кроме размещения отдельных видов ( классов) отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования).

Ставки экологического налога за размещение отходов в соответствии с ст.246 НКУ применяются в зависимости от класса опасности (от I до IV классов) и уровня опасности отходов (чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные, нетоксичные отходы горнодобывающей промышленности), с учетом коэффициентов к ставок налога, устанавливаются в зависимости от места (зоны) размещения отходов в окружающей природной среде. Например, шины на практике относят к IV классу опасности, независимо от их марки, поскольку они в виде отходов учитываются в весовых единицах - тона, килограммы и т.д.).

Вид отходов выяснить можно, обратившись в Государственный классификатор отходов ДК 005-96, где среди прочего прокласификовано и отходы, образующиеся в процессе производства.

Поскольку предприятие, осуществляет временное хранение отходов, а не постоянное (окончательное) пребывание или захоронение отходов в понимании пп.14.1.223 НКУ, в том числе опасных (такие как шины, аккумуляторы, люминесцентные лампы и т.д.), оно не является плательщиком экологического налога. При этом не имеет значения в каком периоде была осуществлена ​​передача отходов на утилизацию. Кроме того, НКУ не требует наличия договора со специализированными предприятиями на удаление и утилизацию отходов, о чем настаивает фискальная служба в своих разъяснениях. Так, по мнению налоговиков предприятия являются плательщиками экологического налога в случае отсутствия у них договора на удаление и утилизацию отходов, в котором определяются сроки передачи отходов на утилизацию и захоронение. Но такая позиция не соответствует требованиям налогового законодательства.

Однако, ст.17 Закона Украины от 05.03.1998р. №187 / 98-ВР «Об отходах» (далее - Закон об отходах) установлена ​​обязанность предприятий на основании материально-сырьевых балансов производства выявлять и вести первичный текущий учет отходов и операций с ними. Во исполнение и в целях реализации требований данного Закона Кабмином утвержден Порядок ведения реестра объектов образования, обработки и утилизации отходов (постановление от 31.08.1998р. №1360).

Контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами требований в сфере обращения с производственными и бытовыми отходами в соответствии с законом и рассмотрение дел об административных правонарушениях или передача их материалов на рассмотрение других государственных органов в случае нарушения законодательства об отходах, в том числе за нарушение требований по обращению с отходами во время их сбора, перевозки, хранения и т.п. возложена на местные государственные администрации и органы местного самоуправления (п. «п» ст.20, п. «м» ст.21 Закона об отходах).

Административная ответственность за нарушение использования природных ресурсов (при обращении с отходами) установлена ​​рядом статей Кодекса Украины об административных правонарушениях (с 82 по 828).

Ольга Пономаренко ООО АФ «Профи - Аудит»

»