Консультация 25.04.17

Вопросы налогообложения соцвыплат по беременности и родам, а также по временной потере трудоспособности


Выплаты физическим лицам в виде пособия по временной нетрудоспособности и беременности и родам осуществляются в соответствии с нормами Закона Украины от 23.09.1999 г.. № 1105-XIV «Об общеобязательном государственном социальном страховании», которым определены правовые основания для получения такой помощи, установлены условия предоставления, продолжительность выплат.


Законом № 1105-XIV также определено, что общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности, предусматривает материальное обеспечение граждан в связи с потерей заработной платы (дохода) в результате временной потери трудоспособности, беременности и родов за счет бюджета фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, формируется путем уплаты страховых взносов работодателем. Это право возникает с наступлением страхового случая в период работы, если иное не предусмотрено законодательством.


В соответствии со статьями 22 и 25 Закона № 1105-XIV установлено, что пособие по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам предоставляется застрахованному лицу в форме материального обеспечения, которое полностью или частично компенсирует потерю заработной платы (дохода), в случае наступления у него одного из страховых случаев, определенных указанной статьей.


Абзацем вторым статьи 2 КЗоТ установлено, что работники реализуют право на труд путем заключения трудового договора о работе на предприятии, в учреждении, организации или с физическим лицом. Работники имеют право, в частности, на материальное обеспечение в порядке социального страхования в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности.


Учитывая приведенное, выплаты по листкам нетрудоспособности (оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя и пособие по временной нетрудоспособности) в целях налогообложения военным сбором и налогом с доходов физических лиц приравниваются к заработной плате. Поэтому с таких выплат удерживается налог с доходов физических лиц и военный сбор по ставкам предусмотренными Налоговым кодексом Украины соответственно 18% (п. 167. 1 НКУ) и 1,5% (п. 1.3 п. 16 1 подраздела 10 р. XX НКУ) .


Согласно п. 1 части первой ст. 4 Закона Украины от 8 июля 2010 № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее - Закон № 2464-VI), плательщиками единого взноса являются работодатели, в частности, предприятия, учреждения, организации, физические лица, использующие наемный труд и выплачивают пособие по временной нетрудоспособности лицам, получающим такую ​​помощь.
Пунктом 1 части первой ст. 7 Закона № 2464-VI определено, что базой начисления единого взноса для плательщиков, указанных в абзаце седьмом п. 1 части первой ст. 4 Закона № 2464-VI, является, в частности, сумма пособия по временной нетрудоспособности.


Согласно части пятой ст. 8 Закона № 2464-VI единый взнос для плательщиков, указанных в ст. 4 Закона № 2464-VI, устанавливается в размере 22 проц. к определенной ст. 7 Закона № 2464-VI базы начисления единого взноса
В случае если база начисления единого взноса не превышает размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход, сумма единого взноса рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход (прибыль), и ставки единого взноса.


Учитывая изложенное пособие по временной нетрудоспособности за первые пять дней, то сумма такой помощи включается в заработную плату и является базой начисления единого взноса.


Что касается помощи в связи с беременностью и родами, то в соответствии с пп. «А» пп. 165.1.1 НКУ в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включаются в частности сумма государственной и социальной материальной помощи, государственной помощи в виде адресных выплат и предоставления социальных и реабилитационных услуг в соответствии с законом, жилых и других субсидий или дотаций, компенсаций (включая суммы пособия по беременности и родам). Поэтому ни подоходный налог, ни военный сбор с пособия по беременности и родам не удерживаются.


А вот Законом № 2464-VI такого освобождения от налогообложения не предусмотрено, поэтому пособия по беременности и родам также будет базой для начисления единого социального взноса.


При начислении пособия по беременности и родам следует быть внимательными поскольку случае если база начисления единого взноса (в данном случае пособие по беременности и родам за каждый месяц отпуска) не превышает размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход, сумма единого взноса рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход (прибыль), и ставки единого взноса.


Анна Шкуренкова ООО АФ «Профи - Аудит»