Консультация 12.03.19

НДС при возмещении стоимости коммунальных услуг

120319

Согласно п.185.1 «б» Налогового кодекса Украины (далее НКУ) объектом обложения НДС являются операции по поставке услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, согласно статье 186 настоящего Кодекса.

В свою очередь поставки услуг - любая операция, не являющаяся поставкой товаров, или другая операция по передаче права на объекты интеллектуальной собственности и другие нематериальные активы или предоставления иных имущественных прав в отношении таких объектов права интеллектуальной собственности, а также предоставление услуг, потребляемых в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности (п.14.1.185 НКУ).

База налогообложения операций по поставке товаров / услуг определяется исходя из их договорной стоимости с учетом общегосударственных налогов и сборов. В базу налогообложения включаются стоимость товаров / услуг, которые поставляются (за исключением суммы компенсации на покрытие разницы между фактическими расходами и регулируемыми ценами (тарифами) в виде производственной дотации из бюджета и / или суммы возмещения арендодателю - бюджетному учреждению расходов на содержание предоставленного в аренду недвижимого имущества, коммунальные услуги и на энергоносители), и стоимость материальных и нематериальных активов, передаваемых налогоплательщику непосредственно получателем товаров / услуг, поставленных таким плательщиком налога (п.188.1 НКУ).

Следовательно, возмещение именно арендодателю-бюджетному учреждению расходов на коммунальные услуги, энергоносители и расходов на содержание предоставленного им в аренду имущества не включается в базу налогообложения и не облагается НДС.

Если между предприятием и ФГИ заключен договор аренды имущества, находящегося на балансе государственного предприятия, то механизм взимания платы за аренду такого имущества регламентирован Постановлением КМУ №786 от 04.10.95р., Которым утверждена Методика расчета арендной платы за имущество и пропорции ее распределения ( дальше Методика).

Согласно п.3 Методики, к плате за аренду индивидуально определенного имущества не включаются расходы на содержание арендованного имущества и плата за услуги, которые в соответствии с заключенными соглашениями обязуются предоставлять арендатору государственное предприятие, организация, хозяйственное общество, на балансе которых находится это имущество . Следовательно, в таком случае применять исключения, предусмотренные п.188.1 НКУ неуместно.

Таким образом, если арендатор самостоятельно не заключает договоры на потребление коммунальных услуг, а осуществляет возмещение арендодателю в части понесенных им расходов на оплату коммунальных услуг, то в договоре аренды обязательно должен быть определен порядок расчета стоимости потребленных арендатором коммунальных услуг и их оплаты (компенсации ).

Приказом ФГИУ №1774 от 23.08.00р. утвержден Типовой договор аренды

индивидуально определенного (недвижимого или иного) имущества, относящегося к государственной собственности и Примерный договор о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного недвижимого имущества и предоставление коммунальных услуг арендатору.

Согласно условиям примерного договора балансодержатель обязан предоставлять Арендатору коммунальные услуги по действующим расценкам и тарифам и информировать Арендатора об изменениях расходов на содержание здания и тарифа на услуги.

На все коммунальные услуги, являющиеся предметом возмещения (например тепловая и электрическая энергия, услуги по водоснабжению и водоотведению), государством установлены цены / тарифы, которые уже содержат НДС.

Учитывая приведенное возмещения коммунальных услуг по тарифам (с учетом НДС) с дополнительным начислением НДС безосновательно.

Кроме того, считаем необходимо обратить внимание на следующее:

Получения налогоплательщиком - балансодержателем компенсации понесенных им расходов по оплате коммунальных услуг от арендатора не соответствует определению поставки услуг, а следовательно не должно облагаться НДС вовсе.

Учитывая, что позиция фискальной службы по этому поводу на протяжении многих лет была противоположной, и только в последнее время стала меняться (например письма ГФСУ от 13.11.2018 г.. N 4814/6 / 99-99-15-03-02-15 / ИПК) , во избежание недоразумений при осуществлении мер контроля рекомендуем получить индивидуальное налоговое разъяснение по этому поводу.

Ганна  Довбиш                                                                  ТОВ  «Профі – Аудит»