Консультация 26.07.17

О неприбыльных организациях

1. Каков порядок сдачи отчетности для неприбыльной организации.

2. Обязательное оформление в штат профсоюзной организации сотрудников (глава профсоюза и казначей-бухгалтер), работающих неотрывно от производства в ПАО ДМКТ (есть неосвобожденные с должности).

3. Какие последствия проверки контролирующих органов:
- при обнаружении отсутствия оформленных сотрудников;
- если оформление состоится на текущий момент, но период проверки будет более давний и в проверяемом периоде в штате не было ни одного официального сотрудника. 

4. Как правильно оформлять выдачу материальной помощи и порядок ее налогообложения.

5. Каков предел сумм необлагаемой помощи.

6. Какие услуги кроме услуг, оговоренных в уставе профсоюзной организации, может оказывать данная организация для своих членов, а так же для социальных учреждений и учебных заведений.

260717 1. Неприбыльные организации (в том числе профсоюзы), которые соответствуют требованиям п.133.4 Налогового кодекса Украины (далее - НКУ, Кодекс), и внесены контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений, не являются плательщиками налога на прибыль.

Согласно п.46.2 НКУ неприбыльные предприятия, учреждения и организации, определенные п.133.4 Кодекса, подают Отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации по форме, утвержденной центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, и годовую финансовую отчетность. При этом, 01.01.2017р. действует оговорка, профессиональные союзы, их объединения и организации профсоюзов, образованные в порядке, определенном законом, отчитываются в случае нарушений п.133.4 Кодекса. Форма Отчета утверждена приказом Минфина от 17.06.2016р. №553.

Согласно пп.133.4.7 НКУ для неприбыльных организаций, которые отвечают требованиям этого пункта и внесены в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, устанавливается годовой налоговый (отчетный) период, кроме случаев, предусмотренных пп.133.4.3 НКУ.

Таким образом, для профессиональных союзов, их объединений и организаций профсоюзов предусмотрено представление отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации только в случае нарушений требований п.133.4 НКУ. Об этом говорит ГФСУ в своем письме от 15.02.2017р. №3119 / 6 / 99-99-15-02-02-15.

Согласно пп.133.4.3 НКУ в случае несоблюдения некоммерческой организацией требований, определенных этим пунктом, такая неприбыльная организация обязана подать в срок, определенный для месячного налогового (отчетного) периода, Отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации за период с начала года (или с начала признании организации некоммерческой в ​​установленном порядке, если такое признание произошло позже) по последний день месяца, в котором совершено такое нарушение, и указать и уплатить сумму самостоятельно начисленного налогового обязательства по налогу на прибыль. Налоговое обязательство рассчитывается исходя из суммы операции (операций) нецелевого использования активов. Такая неприбыльная организация исключается контролирующим органом из Реестра неприбыльных учреждений и организаций и считается плательщиком налога на прибыль для целей налогообложения с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором совершено такое нарушение.

За период с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором совершено такое нарушение, по 31 декабря налогового (отчетного) года такая неприбыльная организация обязана ежеквартально подавать в контролирующий орган налоговую декларацию по налогу на прибыль (с нарастающим итогом), платить налог в срок, определенный для квартального периода и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном для плательщиков налога на прибыль.

Со следующего налогового (отчетного) года такая неприбыльная организация подает налоговую декларацию по налогу на прибыль и финансовую отчетность и платит налог на прибыль в порядке, установленном III раздела НКУ для плательщиков налога на прибыль.

2. Государство признает профсоюзы полномочными представителями работников и защитниками их трудовых, социально-экономических прав и интересов, способствует профсоюзам в установлении деловых партнерских взаимоотношений с работодателями и их объединениями (часть вторая ст. 13 Закона Украины от 15.09.1999 г.. № 1045 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Профсоюзы действуют в соответствии с законодательством и своими уставами (положениями). Уставы профсоюзов соответствии со ст. 14 Закона № 1045 принимаются съездами, конференциями, учредительными или общим собранием членов профсоюза соответствующего уровня и не должны противоречить законодательству Украины. В части десятой ст. 16 Закона № 1045 указано, что профсоюз, ее организации, объединения профсоюзов осуществляют свои полномочия, приобретают гражданские права и берут на себя гражданские обязанности через свои выборные органы, которые действуют в пределах прав, предоставленных им по закону и уставу.

К выборных органов профсоюзной организации предприятия избираются члены профсоюза в соответствии с положениями, указанных в уставе. Каждый член профсоюза может избирать и быть избранным в любого выборного органа своего профсоюза и выборного органа объединения профсоюзов, в который входит этот профсоюз. Работодатели не могут быть членами каких выборных органов профсоюза (часть шестая ст. 7 Закона № 1045).

Для лиц, избранных в выборных органов профсоюзов, законодательством устанавливаются гарантии, в частности об увольнении. Согласно ст. 118 и частью пятой ст. 252 КЗоТ работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, а также в партийных, профсоюзных, кооперативных и других общественных организациях, предоставляется после окончания их полномочий по выборной должности прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) на том же или, с согласия работника, на другом предприятии. В статье 118 КЗоТ приведен неполный перечень организаций. В наше время существует много общественных и других организаций (с их уставами, правами и особенностями), которые имеют свои выборные органы и штатные должности. На эти должности в соответствии со штатным расписанием могут приниматься работники, с их согласия.

Итак, в случае избрания в состав выборных профсоюзных органов работника, работавшего на предприятии по условиям трудового договора (ст. 21 КЗоТ), он должен быть уволен по п. 5 ст. 36 КЗоТ в связи с избранием на выборную должность. По истечении срока полномочий работнику предоставляется прежняя работа (должность) или, с его согласия, другая равноценная работа (должность). При этом следует учесть, что равноценной, исходя из практики применения норм ст. 118 КЗоТ, считается работа, которая соответствует квалификации работника, приобретенным навыкам, его способностям, производительности труда и тому подобное. Размер заработной платы при этом имеет второстепенное значение.

Итак, учитывая выше сказанное, на законодательном уровне не прописано требование обязательного приема в штат головы или других членов профсоюза. Поэтому это решение принимается на собрании членов профсоюза.

3. Штатное расписание и вообще состав организации утверждается решением (приказом) учредителя (руководителя) предприятия. Если на момент проверки по уставу профсоюза или другими документов не предусмотрено наличие работников, то в инспекции по труду нет и оснований штрафовать Вас за их отсутствие.

Но, если в организации есть люди, которые выполняют работы и не оформлены официально, то согласно ст. 265 Кодекса законов о труде должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, виновные в нарушении законодательства о труде, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Юридические и физические лица - предприниматели, использующие наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в случае:
фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта) - в тридцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.

Штраф, указанный выше, может быть наложен центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, без осуществления мероприятия государственного надзора (контроля) на основании решения суда об оформлении трудовых отношений с работником, выполнял работу без заключения трудового договора на предприятии, в учреждении, организации.

Исполнение постановления центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, возлагается на органы государственной исполнительной службы.

Уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений законодательства о труде.

4, 5. Материальная помощь, которую профсоюз выплачивает своим членам как работодатель, может иметь характер:

систематический - предоставляется всем или большинству работников;

розовый - предоставляемая отдельным работникам в связи с определенными обстоятельствами.
Упомянутые виды материальной помощи можно условно квалифицировать соответственно как «зарплатных» и "не зарплатных» характера.

Зарплатная матпомощь: ее выплата предполагается законодательными актами или коллективным договором предприятия (или другим аналогичным документом), и предоставляется всем или большинству работников. То есть она носит систематический характер.

В соответствии с п. 2.3.3 п. 2.3.3 Инструкции № 5 материальная помощь, имеющая систематический характер, предоставленная всем работникам или большинства (на оздоровление, в связи с экологическим состоянием, кроме сумм, указанных в п. 3.31 настоящей Инструкции ), относится к фонду оплаты труда в составе других поощрительных и компенсационных выплат.

Матпомощь предоставляется на основании приказа руководителя предприятия, в котором отмечают событие, связанное с ее предоставлением, ссылаются на норму коллективного договора (или иного документа) и дают предписание бухгалтерии начислить матпомощь определенным работникам в конкретных размерах.

Впоследствии приказ передается в бухгалтерию и на его основании насчитывают матпомощь работникам.

Налогообложение

НДФЛ и военный сбор: обращаем внимание, что хотя НКУ не содержит норм, которые бы разграничивали матпомощь на систематическую и разовую, налоговики отмечают, что материальная помощь, имеющая систематический характер и предоставляется всем или большинству работников, в целях налогообложения приравнивается к заработной плате и включается в общий месячный налогооблагаемый доход налогоплательщика.

В этом случае материальную помощь, оказанную в соответствии с условиями коллективного договора всем или большинству работников, в Налоговом расчете сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного с них налога (форма № 1ДФ), отражают с признаком дохода "101 " Заработная плата.

ЕСВ: базой начисления ЕСВ для предприятий, учреждений и организаций, использующих труд физлиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464 является сумма начисленной заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную зарплату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в т.ч. в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом об оплате труда.

Руководствуясь пп. 4.3.5 Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование утвержденной Приказом Минфина от 28.03.2016 г.. № 393, определение видов выплат, относящихся к основной, дополнительной заработной платы и других поощрительных и компенсационных выплат, в при начислении ЕСВ предусмотрено Инструкцией № 5.

Как отмечалось выше, согласно пп. 2.3.3 Инструкции № 5, материальная помощь, имеющая систематический характер, то есть предоставленная всем или большинству работников (на оздоровление, в связи с экологическим состоянием, кроме сумм, указанных в п. 3.31), относится к заработной плате как другие поощрительные и компенсационные выплаты, а следовательно, является базой для начисления и удержания ЕСВ.

Помощь незарплатных: такая помощь предоставляется работнику в случае возникновения у него определенных жизненных обстоятельств (например, лечение, оздоровление и т.д.). Такая выплата для предприятия является незапланированной и непредсказуемой, то есть внезапной, разовой.

Работникам ее предоставляют по приказу руководителя, выданного на основании заявления работника, и указывают обстоятельства, являющиеся причиной для ее предоставления, а также размер матпомощи.

Согласно п. 3.31 Инструкции № 5, материальная помощь разового характера, предоставляемая предприятием отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами, на оплату лечения, оздоровление детей и т.п., не относится к фонду оплаты труда.

Налогообложение

НДФЛ и военный сбор: руководствуясь пп. 170.7.3 НКУ, такую ​​матпомощь можно квалифицировать как нецелевой благотворительной помощи, сумма которой не включается в налогооблагаемый доход в размере, не превышающем (в течение отчетного налогового года совокупно) предельного размера дохода, определенного согласно абз. 1 пп. 169.4.1 НКУ (в 2017 году - 2240,00 грн).

Учитывая нормы НКУ, не облагаемая налогом нецелевая благотворительная помощь может предоставляться как работникам предприятия (без ограничения предельного размера их доходов), так и лицам, неработающим на предприятии.

В случае получения в течение 2017 налогового года нецелевой материальной помощи от физического или юридического лица в сумме, превышающей 2240,00 грн, сумма превышения облагается НДФЛ по ставке 18% и военным сбором по ставке 1,5%.

В форме № 1ДФ сумма необлагаемой материальной помощи отражается с признаком дохода «169». Впрочем, это касается не облагаемой налогом суммы материальной помощи (в 2017 году - 2240,00 грн). А сумму превышения (более 2240,00 грн) облагается НДФЛ и военным сбором, и отражаются в форме № 1ДФ с признаком дохода «126» - как дополнительное благо.

По нашему мнению, к такому доходу можно применить и признак дохода «127» - другие доходы.

ЕСВ в соответствии с п. 14 Перечня видов выплат, осуществляемых за счет средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование утвержденном Постановлением КМУ от 22.12.2010 г.. № 1170, материальная помощь разового характера, предоставляемая отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами: на оплату лечения, оздоровление детей, погребение, когда необходимость ее получения возникла внезапно (при условии подачи заявления), не являются базой для начисления ЕСВ.

Среди отдельных видов матпомощи стоит выделить такой вид помощи, как помощь на лечение и медицинское обслуживание, поскольку для нее установлены некоторые особенности.

Как и в предыдущем случае, такую ​​матпомощь предоставляют, когда возникли определенные обстоятельства, которые привели к необходимости лечения и медицинского обслуживания налогообложения.

На основании пп. 165.1.19 НКУ в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включаются средства или стоимость имущества (услуг), предоставляемых как помощь на лечение и медицинское обслуживание налогоплательщика или члена семьи физического лица первой степени родства, ребенка, находится под опекой или попечительством налогоплательщика, при условии документального подтверждения расходов, связанных с предоставлением указанной помощи (в случае предоставления средств).

Итак, помощь, оказанная по нормам пп. 165.1.19 НКУ, не облагается НДФЛ и военным сбором. В форме № 1ДФ помощь на лечение и медобслуживание, предоставленная с учетом требований пп. 165.1.19 НКУ, отражается с признаком дохода «143».

О материальной помощи оказываемой от профсоюза, то в налогооблагаемый доход не включается сумма выплат в пользу члена такого профессионального союза в течение года совокупно в размере, не превышающем 2240,00 грн. или возмещений (кроме заработной платы или других выплат и возмещений по гражданско-правовым договорам), осуществляемых по решению профсоюза, ее объединения и / или организации профсоюза, принятым в установленном порядке (пп. 165.1.47 НКУ).

6. В соответствии с пп. 133.4.1 НКУ Неприбыльным предприятием, учреждением и организацией является предприятие, учреждение и организация (далее - неприбыльная организация), созданной и зарегистрированной в порядке, определенном законом, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организации. Для профсоюзной организации профильным законом является Закон Украины от 15.09.1999 г.. № «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
 

Так, Законом № 1045 не установлено никаких ограничений по предоставлению услуг. Но, в таком случае следует помнить о требованиях пп. 133.4.2 НКУ, согласно которому доходы (прибыль) неприбыльной организации используются исключительно для финансирования расходов на содержание такой неприбыльной организации, реализации цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами.


Анна Довбыш, Анна Шкуренкова   ООО АФ «Профи - Аудит»