Консультация 14.05.19

Проведение рекламной компании: оформление и налогообложение операций по безвозмездной передаче товаров в рекламных целях

090419

Документальное оформление операций по проведению рекламных акций на законодательном уровне не регламентировано, но по нашему мнению у налогоплательщика должен быть следующий пакет документов:

- приказ руководителя о проведении рекламных мероприятий, в котором указывается дата, место и цель проведении, а также круг ответственных лиц;

- Календарный план проведения рекламных мероприятий с определением ответственных лиц;

- Смета расходов на проведение рекламного мероприятия с указанием номенклатуры и количества товаров / готовой продукции или рекламных материалов, которые планируются использовать в ходе рекламной акции;

- Расходные накладные на отпуск материальных ценностей: накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (форма М-11), акт приема-передачи материалов (форма М-7) и т.д.;

- Отчет о фактических затратах на проведение рекламного мероприятия, утвержденный руководителем.

До недавнего времени при рассмотрении безвозмездной передаче товаров в рамках рекламных акций специалисты фискальной службы выражали позицию, согласно которой начисления налоговых обязательств необходимо было проводить только тогда, когда переданы ценности имели признаки двойного использования, а именно когда они могли использоваться получателями в собственных целях в качества товара. На сегодняшний день позиция фискальной службы изменилась, но также не имеет единого подхода в налогообложении. В частности есть три подхода в налогообложении:

- Операции по бесплатному распространению товаров в целях рекламы всегда является объектом налогообложения в соответствии с п. «А» п.185.1 Налогового кодекса Украины (далее НКУ). Например письма от 13.06.16р. №558 / 6 / 06-30-12-01-19, от 19.04.16р. №8819 / 6 / 99-99-19-03-02-15;

- По таким операциям возникает двойная база налогообложения в соответствии с п. «А» п.185.1 НКУ и п. «Г» 198.5 НКУ. Например письмо от 11.11.15р. №25227 / 10 / 28-10-06-11;

- По таким операциям не возникает базы, в случае если стоимость безвозмездно предоставленных рекламных ценностей включается в себестоимость товаров, которые продает налогоплательщик. Например письмо от 06.10.16р. №21760 / 6 / 99-99-15-03-02-15.

К сожалению, наличие п.14.1.191 НКУ, которым определено, что под поставкой товаров понимается не только операции по его продаже, но и операции по его деревянные (то есть бесплатной передачи) предоставляют возможность специалистам фискальной службы признавать такие операции как облагаемые.

Если управленческий персонал предприятия примет решение о не налогообложение таких операций НДС, то во избежание конфликтных ситуаций при проведении проверки, рекомендуем указывать в документах, которые сопровождают рекламную акцию (приказ, смета, отчет положение о рекламных мероприятиях и т.п.) как минимум следующую информацию:

- О том, что целью проведения рекламной компании является увеличение уровня продаж, осведомленности потенциальных покупателей о продукции и т.д. (это необходимо для доказательства связи с хозяйственной деятельностью с целью предотвращения доначисления обязательств по п. «Г» п.198.5 НКУ) ;

- О том, что стоимость использованных товаров при проведении рекламной акции будет учтена при формировании отпускных цен на продукцию. Дополнительно этот тезис должна быть закреплена например в Приказе по ценообразованию предприятия. Это, наддасть возможность использовать мнению фискальной службы, по не налогообложение стоимости рекламных образцов, которые включаются в себестоимость продаваемых товаров.

В налоговом учете по налогу на прибыль при осуществлении операций по бесплатному распространению рекламной продукции налоговых разниц не должно возникать, учитывая следующее:

Согласно п.140.5.10 НКУ финансовый результат до налогообложения увеличивается частности на сумму безвозмездно предоставленных товаров, работ, услуг лицам, не являющимся плательщиками налога (кроме физических лиц). Во время проведения рекламной акции, ответственное лицо рекламодателя осуществляет бесплатное распространение рекламной продукции именно среди физических лиц, а не среди юридических лиц. В отчете об использовании материалов в ходе проведения рекламной акции указывается количество розданной продукции, а не определяется круг лиц, которые получили такую ​​продукцию.

Итак, одним первичным документом не будет доказано, что предприятие осуществляло безвозмездной передаче рекламной продукции юридическим лицам, которые не являются плательщиками налога на прибыль. На этом основании считаем, что применение п.140.5.10 НКУ при проведении рекламной акции является неуместным.

Ганна Довбиш                               ТОВ  «Профі – Аудит»